Дети 2 - 3 года
|
|
Главной фигурой третьего года жизни ребенка продолжает оставаться взрослый., поскольку ребенок почти полностью зависит от него. Двухлетний человек преисполнен энергией, но плохо понимает, куда ее приложить. Ребенку третьего года жизни, как и более младшего возраста, необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов его поддерживать, что он ценити любит его. Именно этой особенностью возраста объясняется просьба о присутствии мамы на занятии. Но наряду с этой потребностью во внимании и оценке у ребенка к 2,5 годам появляется необходимость общаться со взрослым как с партнером по играм. Отсюда происходит и желание настоять на своем или посмотреть, как делают другие дети. Нельзя забывать и о важном периоде становления личности с 2-х до 3-х лет. В это время для ребенка важно установить собственное «Я», утвердить его. Поэтому он становится капризным ( особенно девочки) или упрямым, что более характерно для мальчиков. Все это он достаточно ярко демонстрирует и на занятии, отказываясь от помощи взрослого и ожидая только оценки, но не подсказки. Кроме этого, к двум годам, а иногда чуть позже, но не позднее 2,5 лет, происходит изменение взглядов на своих сверстников. Если раньше они воспринимались только как объекты для игр на манер живых игрушек, то сейчас ребенок начинает осознавать, что другой малыш равнозначен ему по играм. Поэтому, с нашей точки зрения, для развития и воспитания ребенка в возрасте от 2-х до 3-х лет целесообразно создавать группы из небольшого количества детей и их родителей, где ребенок мог бы постоянно получать поддержку взрослого и в то же время беспрепятственно общаться со сверстниками. По достижении трех лег потребность в постоянном присутствии взрослого исчезает, общение с детьми выходит на первое место, и из состава группы можно безболезненно вывести взрослых. К двум годам ребенок становится исследователем окружающего мира. Его интересуют манипуляции с различными предметами. Но, в отличии от детей 1,5-2-х лет, он стремится овладеть действиями, которые выполняли с этими предметами взрослые. С этого возраста начинается так называемая активная предметная деятельность. К двум годам впервые начинает работать такая функция, как воображение, основанное на жизненном опыте и зрительной памяти. Именно для того, чтобы к двум годам воображение заработало, необходимо, чтобы малыш, который только научился ползать, не был ограничен в передвижении. В два года благодаря воображению, появляется возможность переносить действия с одного предмета на другой. Таким образом, возникает предметно- манипулятивная игра. Происходит это к концу третьего года жизни. Внимание детей третьего года жизни тоже совершенно не похоже на наше с вами, взрослое внимание. Такого явления, как произвольное внимание них еще нет. Ребенок внимателен только потому, что ему интересно. Иными словами устойчивость внимания у детей третьего года жизни зависит от интереса к предмету. Объем внимания тоже очень мал. В два года малыш может удерживать в поле своего внимания только один предмет. Но так как внимание, как любая мышца, тренируется, то к концу третьего года жизни объем вырастает до 3-х объектов в поле зрения. Кроме того, есть еще одна особенность внимания маленького человека: он очень долго переключается. Переключить его внимание на другой объект при помощи словесной инструкции можно только после неоднократных повторений. Именно поэтому малышу так трудно среагировать на вашу просьбу сразу. Память в возрасте 2-х лет до 2,5 проявляется в основном в процессе узнавания знакомых и виденных ранее предметов. К трем годам активизируется способность запоминать образы целенаправленно. Но все равно произвольной памяти еще нет. |