|






|
На пятом году жизни дошкольник испытывает острую потребность в движении, его физические возможности резко возрастают. Если ограничивать возможность, ребенок перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Возбудимость - отличительная черта этого возраста, поэтому очень важно переключать внимание ребенка на более спокойное занятие.
Вторая отличительная черта этого возраста стремление к общению со сверстниками и взрослыми. При этом если общения не хватает, это тоже приводит к "плохому поведению" ребенка. Он может стать замкнутым, молчаливым, либо наоборот, агрессивно требовать внимания к себе.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью во всех сферах деятельности, и это тоже необходимо иметь в виду при общении с ним.
Учитывая все эти особенности, мы строим работу с детьми 4-5 лет следующим образом.
К концу учебного года ребенок должен научиться:
I.
С точки зрения эмоционального развития
-
различать по мимике, жестам других детей их
различные эмоциональные
состояния
-
вслушиваться в интонацию речи, в ее
содержание и на этой основе делать
вывод о настроении и чувствах говорящего
-
представлять, как можно помочь, чем
порадовать другого. Происходит формирование чувства "сопереживания"
П.
Развитие речи
К пяти годам
ребенок должен:
-
группировать предметы по существенному признаку, объясняя его,
объяснять назначение предмета
-
составлять простые описательные рассказы по картинке (3-4 предложения)
из простых распространенных предложений
-
активно
пользоваться в быту сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями
-
описывать предмет и узнавать
его по описанию
-
активизировать (использовать) в речи слова-состояния об эмоциях и
погоде
-
согласовывать слова в роде,
числе и надеже
-
уметь ответить на вопрос
-
пересказывать услышанное по поставленным
вопросам (подробный пересказ)
III.
Развитее мелкой моторики
подразумевает
-
проводить
линию ручкой или карандашом, штриховать в указанном
направлении
-
обводить трафарет
-
вырезать фигуры в форме квадрата, треугольника и тому подобное
-
нарезать бахрому из полосок
бумаги, примерно равных по ширине
-
наклеивать детали аппликации
-
отделять
разные сыпучие материалы друг от друга, выкладывать из них узор
-
самостоятельно пользоваться
всеми видами застежек, завязывать бант из ленты
IV.
В работе над
психомоторными процессами (память, внимание)
-
воспринимать задание и концентрировать свое внимание на нем в течение
15 минут
-
запоминать четверостишие с
4-го прочтения
-
запоминать положение предметов (8-10 предметов), узор из 5-8 предметов,
выкладывать из них узор
-
находить лишнее в ряде фигур
и предметов, обосновывать свое мнение
-
продолжать ряд из заданных фигур
-
удерживать в памяти задание
из двух компонентов
-
запоминать на слух четыре слова из
пяти
V. Математика
-
знать
счет прямой и обратный до 10
-
знать
геометрические фигуры:
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
ромб, трапеция
-
уметь пользоваться в быту понятиями "больше", "меньше", применительно
к числам
-
знать и уметь применять
понятия "следующее", "предыдущее"
-
уметь прибавлять и вычитать по одному
-
сравнивать предметы,
группировать их по внешним признакам
-
хорошо различать и узнавать
цифры от 1 до 9 и соотносить их с количеством
-
уметь ориентироваться в
пространстве и на листе бумаги
-
знать и уметь применять в быту временные понятия "раньше", "позже",
"до", "после", "сначала", "потом"
|