На пятом году жизни дошкольник испытывает острую потребность в движении, его физические возможности резко возрастают. Если ограничивать возможность, ребенок перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Возбудимость - отличительная черта этого возраста, поэтому очень важно переключать внимание ребенка на более спокойное занятие. Вторая отличительная черта этого возраста стремление к общению со сверстниками и взрослыми. При этом если общения не хватает, это тоже приводит к "плохому поведению" ребенка. Он может стать замкнутым, молчаливым, либо наоборот, агрессивно требовать внимания к себе. Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью во всех сферах деятельности, и это тоже необходимо иметь в виду при общении с ним. Учитывая все эти особенности, мы строим работу с детьми 4-5 лет следующим образом.

 
К концу учебного года ребенок должен научиться:

I. С точки зрения эмоционального развития

  1. различать по мимике, жестам других детей их различные эмоциональные
    состояния

  2. вслушиваться в интонацию речи, в ее содержание и на этой основе делать вывод о настроении и чувствах говорящего

  3. представлять, как можно помочь, чем порадовать другого. Происходит
    формирование чувства "сопереживания"

 

П. Развитие речи

К пяти годам ребенок должен:

  1. группировать предметы по существенному признаку, объясняя его, объяснять назначение предмета

  2. составлять простые описательные рассказы по картинке (3-4 предло­жения) из простых распространенных предложений

  3. активно пользоваться в быту сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями

  4. описывать предмет и узнавать его по описанию

  5. активизировать (использовать) в речи слова-состояния об эмоциях и погоде

  6. согласовывать слова в роде, числе и надеже

  7. уметь ответить на вопрос

  8. пересказывать услышанное по поставленным вопросам  (подробный пересказ)

 

III.  Развитее мелкой моторики подразумевает

  1. проводить линию ручкой или карандашом, штриховать в указанном направлении

  2. обводить трафарет

  3. вырезать фигуры в форме квадрата, треугольника и тому подобное

  4. нарезать бахрому из полосок бумаги, примерно равных по ширине

  5. наклеивать детали аппликации

  6. отделять разные сыпучие материалы друг от друга, выкладывать из них узор

  7. самостоятельно пользоваться всеми видами застежек, завязывать бант из ленты

 

IV.     В работе над психомоторными процессами (память, внимание)

  1. воспринимать задание и концентрировать свое внимание на нем в течение 15 минут

  2. запоминать четверостишие с 4-го прочтения

  3. запоминать положение предметов (8-10 предметов), узор из 5-8 предметов, выкладывать из них узор

  4. находить лишнее в ряде фигур и предметов, обосновывать свое мнение

  5. продолжать ряд из заданных фигур

  6. удерживать в памяти задание из двух компонентов

  7. запоминать на слух четыре слова из пяти

V. Математика

  1. знать счет прямой и обратный до 10

  2. знать геометрические фигуры:  круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция

  3. уметь пользоваться в быту понятиями "больше", "меньше", применительно к числам

  4. знать и уметь применять понятия "следующее", "предыдущее"

  5. уметь прибавлять и вычитать по одному

  6. сравнивать предметы, группировать их по внешним признакам

  7. хорошо различать и узнавать цифры от 1 до 9 и соотносить их с количеством

  8. уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги

  9. знать и уметь применять в быту временные понятия "раньше", "позже", "до", "после", "сначала", "потом"

Hosted by uCoz